Тренинг для родителей

«Поощрение и наказание»
Цель: систематизация знаний родителей о методах поощрения и наказания и эффективного их применения в воспитании детей.
Задачи:
1. Выявить методы поощрения и наказания, которые предпочитают применять родители;
2. Формировать у родителей способность грамотно использовать приемы поощрения и наказания ребёнка;
3. Оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания.
Приветствие
Предлагаю всем занять места в круге и начать наш тренинг. Сегодняшняя встреча — это разговор об эффективных методах воспитания ребенка. Как правильно себя вести с детьми при их непослушании? Как реагировать на истерики, агрессию и другие негативные проявления ребенка?
Знакомство
Предлагаю нам познакомиться друг с другом. Сейчас я вам расскажу, как мы будем это делать:

1. Имя, как к вам можно обращаться на сегодняшней встрече. Дети, возраст.

2. Что привело вас сюда? Какие проблемы вы хотите решить или понять сегодня?

По кругу родители отвечают на эти вопросы передавая друг другу мяч. В завершении круга проводится анализ и обобщается запрос присутствующих.
Введение в тему
Если прежде, еще лет 10-15 назад влияние родителей на ребенка было почти исключительным, то сегодня телевидение, интернет, компьютерные игры нередко целиком заменяют родителей и приносят результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть, а потом исправить. Да к тому же у родителей все меньше и меньше остается времени, чтобы уделять его детям. «Мой ребенок себя плохо ведет!» — часто слышу от родителей… А, что значит «плохо себя вести»? Как правило, под этими словами мы подразумеваем такое поведение, которое не соответствует нашим ожиданиями и нашим критериям «хорошего» поведения и, соответственно, вызывает негативные чувства. Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность? Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка? Известно, что готовых рецептов нет. Как действовать в той или иной ситуации, решать только вам. Давайте попробуем разобраться в мотивах и целях такого поведения. Ведь зачем-то же ребенок так себя ведет? У плохого поведения есть разные причины, но можно выделить четыре ведущие цели: привлечение внимание, борьба за власть, желание отомстить и уклонение от действия. Нужно только научиться понимать цель и помочь ребенку добиться ее приемлемым способом. Вы помощник и учитель своего малыша. Вы взрослый, то есть опытный и ответственный человек.
Итак, цели непослушания и ваши эмоции в ответ на них.
  • Борьба за внимание. Если вы часто чувствуете раздражение – значит ваш ребёнок, скорее всего, борется за внимание, если ребёнок не получает нужного ему количества родительской любви – он будет на нее претендовать неважно каким способом. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания…чем не внимание?
  • Борьба за власть. Если вы испытываете гнев – скорее всего ребёнок борется за самоутверждение, против вашей чрезмерной родительской власти и опеки, противостоит всеобъемлющей воле родителей. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и ненужным опасениям взрослых.
  • Желание отомстить. Если вы чувствуете обиду – ребёнок вам мстит. «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..». Ребенок может мстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами, или если родители уделяют больше внимания младшему ребёнку; несправедливость родителей и невыполненные ими обещания и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
  • Уклонение, потеря веры в собственный успех. Если родители испытывают чувство жалости, безнадёжности, а порой и отчаяния к своему ребенку – значит он теряет веру в собственный успех, не может самоутвердиться, таким образом, происходит «смещение неблагополучия» в сферу поведения из-за низкой самооценки ребёнка.
Каждый ребенок — это уникальная личность и сложно четко соотносить с ними эти цели, но понимание помогает определить намерения поведения ребенка. А умение распознавать чувства и объяснять поведение ребёнка поможет вам наладить взаимоотношения с ним.
Упражнение «Правила нашей семьи»
Независимо от того какие причины побуждают ребенка к негативным формам поведения, вам, родителям необходимо реагировать на него. Здесь и встает вопрос о наказаниях и запретах. Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка? Чем опасна вседозволенность? Попробуем вместе ответить на некоторые вопросы. Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. На листах, которые я вам раздала, вы видите таблицу с тремя столбцами. Прочитайте заголовки столбцов:
1. Правила нашей семьи. 2.Эти правила знает мой ребенок. 3. Эти правила выполняет.
и ответьте на эти вопросы соответственно. Полученные ответы обсуждаются. Какой столбец было сложно заполнить? Как часто вы проговариваете своему ребенку, какое поведение вы ждете от него? Как помогают правила и их соблюдение всеми членами семьи воспитывать малыша? Правила сводят к минимуму конфликты с окружающими. Они очень важны и для усвоения социальных норм поведения, для понимания того, что у каждого действия есть последствия. Зная правила, дети чувствуют опору и четкие ориентиры. Предлагаю вам взять эту табличку и дозаполнить ее дома. Это даст вам возможность проговорить, обсудить и обозначить правила для всех членов вашей семьи.
В продолжении темы. Поощрения.
Не забывайте о поощрениях. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам. Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Этим инструментом так же надо уметь пользоваться. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Обязательно проявляйте интерес к тому, за что хвалите. Желательно исключить метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, не значит лучше. Желательно чтобы поощрение следовало за хорошим поступком, а не обещалось заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ребенок может научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Помните так же, что постоянные восхищения со стороны взрослых утрачивают воспитательную суть похвалы. Несут недоверие к себе и окружающим. Будьте искренними и проявляйте живой интерес к тому, за что хвалите.
Упражнение «Педагогические ситуации»
Предлагаю вам подумать о необходимости использования поощрений и наказаний. Психологический смысл наказания – чтобы ребенок понял, что он сделал не так, как от него ждут, возможно осознал свою вину, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка. Психологический смысл поощрения – чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувство радости от достигнутого успеха. Предлагаю вам рассказать, как вы поощряете и наказываете своего ребенка. А теперь выполним упражнение «Педагогические ситуации». Предлагаю разделиться на группы. Каждая группа родителей решает педагогическую ситуацию, ищет наиболее эффективные способы взаимодействия с ребенком. А также отвечает на поставленные вопросы в самой проблеме. Педагогические ситуации. Приложение 1. После обсуждения в группах происходит совместный поиск эффективных приемов решения ситуаций.
Упражнение «Мой Цветочек»
Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю выполнить упражнение «Мой Цветочек». В середине запишите имя своего ребенка. На лепесточках ласковые слова и его положительные качества. Затем все желающие участники демонстрируют свой «Цветочек» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять этот Цветочек домой. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. Говорите ребёнку о своей любви, направляйте и ненавязчиво будьте с ним рядом, незаметно сопровождая его во всех начинаниях. Предлагаю вам в помощь буклеты «Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
Рефлексия
Итоговое обсуждение. Сегодня я узнал… Было интересно… Больше всего понравилось…

Я понял , что…Теперь я могу…Я почувствовал , что… Я хочу пожелать…

Получены ли ответы на вопросы? Найдены новые способы взаимодействия?
Made on
Tilda