Тренинг для родителей

«Поощрение и наказание»
Цель: систематизация знаний родителей о методах поощрения и наказания и эффективного их применения в воспитании детей.
Задачи:
1. Выявить методы поощрения и наказания, которые предпочитают применять родители;
2. Формировать у родителей способность грамотно использовать приемы поощрения и наказания ребёнка;
3. Оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания.
Итак, цели непослушания и ваши эмоции в ответ на них.
  • Борьба за внимание. Если вы часто чувствуете раздражение – значит ваш ребёнок, скорее всего, борется за внимание, если ребёнок не получает нужного ему количества родительской любви – он будет на нее претендовать неважно каким способом. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания…чем не внимание?
  • Борьба за власть. Если вы испытываете гнев – скорее всего ребёнок борется за самоутверждение, против вашей чрезмерной родительской власти и опеки, противостоит всеобъемлющей воле родителей. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и ненужным опасениям взрослых.
  • Желание отомстить. Если вы чувствуете обиду – ребёнок вам мстит. «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..». Ребенок может мстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами, или если родители уделяют больше внимания младшему ребёнку; несправедливость родителей и невыполненные ими обещания и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
  • Уклонение, потеря веры в собственный успех. Если родители испытывают чувство жалости, безнадёжности, а порой и отчаяния к своему ребенку – значит он теряет веру в собственный успех, не может самоутвердиться, таким образом, происходит «смещение неблагополучия» в сферу поведения из-за низкой самооценки ребёнка.
Упражнение «Правила нашей семьи»
Независимо от того какие причины побуждают ребенка к негативным формам поведения, вам, родителям необходимо реагировать на него. Здесь и встает вопрос о наказаниях и запретах. Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка? Чем опасна вседозволенность? Попробуем вместе ответить на некоторые вопросы. Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. На листах, которые я вам раздала, вы видите таблицу с тремя столбцами. Прочитайте заголовки столбцов:
1. Правила нашей семьи. 2.Эти правила знает мой ребенок. 3. Эти правила выполняет.
и ответьте на эти вопросы соответственно. Полученные ответы обсуждаются. Какой столбец было сложно заполнить? Как часто вы проговариваете своему ребенку, какое поведение вы ждете от него? Как помогают правила и их соблюдение всеми членами семьи воспитывать малыша? Правила сводят к минимуму конфликты с окружающими. Они очень важны и для усвоения социальных норм поведения, для понимания того, что у каждого действия есть последствия. Зная правила, дети чувствуют опору и четкие ориентиры. Предлагаю вам взять эту табличку и дозаполнить ее дома. Это даст вам возможность проговорить, обсудить и обозначить правила для всех членов вашей семьи.
В продолжении темы. Поощрения.
Не забывайте о поощрениях. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам. Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Этим инструментом так же надо уметь пользоваться. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Обязательно проявляйте интерес к тому, за что хвалите. Желательно исключить метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, не значит лучше. Желательно чтобы поощрение следовало за хорошим поступком, а не обещалось заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ребенок может научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Помните так же, что постоянные восхищения со стороны взрослых утрачивают воспитательную суть похвалы. Несут недоверие к себе и окружающим. Будьте искренними и проявляйте живой интерес к тому, за что хвалите.
Упражнение «Педагогические ситуации»
Предлагаю вам подумать о необходимости использования поощрений и наказаний. Психологический смысл наказания – чтобы ребенок понял, что он сделал не так, как от него ждут, возможно осознал свою вину, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка. Психологический смысл поощрения – чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувство радости от достигнутого успеха. Предлагаю вам рассказать, как вы поощряете и наказываете своего ребенка. А теперь выполним упражнение «Педагогические ситуации». Предлагаю разделиться на группы. Каждая группа родителей решает педагогическую ситуацию, ищет наиболее эффективные способы взаимодействия с ребенком. А также отвечает на поставленные вопросы в самой проблеме. Педагогические ситуации. Приложение 1. После обсуждения в группах происходит совместный поиск эффективных приемов решения ситуаций.
Упражнение «Мой Цветочек»
Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю выполнить упражнение «Мой Цветочек». В середине запишите имя своего ребенка. На лепесточках ласковые слова и его положительные качества. Затем все желающие участники демонстрируют свой «Цветочек» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять этот Цветочек домой. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. Говорите ребёнку о своей любви, направляйте и ненавязчиво будьте с ним рядом, незаметно сопровождая его во всех начинаниях. Предлагаю вам в помощь буклеты «Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
Рефлексия
Итоговое обсуждение. Сегодня я узнал… Было интересно… Больше всего понравилось…

Я понял , что…Теперь я могу…Я почувствовал , что… Я хочу пожелать…

Получены ли ответы на вопросы? Найдены новые способы взаимодействия?
Made on
Tilda