Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла.
Большая часть населения села придерживалась старообрядчества. Избегая общения с иноверцами, раскольники выбирали народные виды промыслов, которые можно ограничивать рамками общины. У них были достаточно строгие правила, которые предписывали избегать иноверцев, как на уровне личного общения, так и атрибутов быта. Их религия нашла отражение в свистульках, «визитной карточкой» которой стала Абашевская игрушка в виде оленя с высокими, как лестница в небеса, рогами.
По своей форме Абашевская игрушка больше напоминает наскальную живопись, когда древние люди еще только учились воплощать окружающий мир через рисунок. Рога животных символизируют древо жизни, а их хвосты являются отверстием, куда нужно подудеть, чтобы игрушка начала «говорить». Мастера из Абашева никогда не лепили сценки из жизни, не придавали своим поделкам движение. Все они крепко «стоят» на ногах, символизируя прочные корни с матерью-землей.
Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина. В начале 20 века уже полностью сформировалась, как форма, так и окраска глиняных дудочек из Абашево. Хотя все «герои» абашевских мастеров вполне узнаваемы, им присущи некоторые фантастические черты:
• вытянутые несоразмерно тела животных устойчиво стоят на коротких широко расставленных ногах;
• длинные утолщенные шеи заканчиваются маленькой головой;
• тщательно и глубоко прорезанные глаза;
• головы козлов, оленей, быков и баранов украшают большие, часто многоярусные рога;
• четкие линии челок, грив и бород.
В начале 20 века Абашевская игрушка стала настолько популярна, что ее выставки проходили не только в Москве, но и Лондоне, и Париже.
